kzruen

Телефоны доверия:

8 (7292) 57 12 16

8 778 959 84 60

Call-центр:

8 (7292) 60 58 23

Сейдалиев Аскар Абиевич

Руководитель управления

қауырт желі

110

Горячая линия

Маңғыстау облысының терроризмге қарсы күрес комиссиясы Антитеррористическая комиссия Мангистауской области

 

Мобильные приложения:
kzruen
Мобильная версия

29 ноября 2020, Воскресенье

Контроль содержания образования

14 декабря 2016

Аналитическая информация по системе образования Мангистауской области за 2015-2016 учебный год

І. Вводная часть (аннотация)

Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы,  План нации «100 конкретных шагов», государственный общеобязательный стандарт образования являются основными документами, которые внесут положительные изменения и выведут на качественный уровень систему образования. Нововведения в рамках обновления содержания образования требуют решения новых задач в процессе обучения и воспитания.  

Основная задача организации образования – воспитание  интеллектуального и конкурентоспособного, уверенного и  успешного, высоконравственного поколения независимого Казахстана. В этих целях в Мангистауской области ведется целенаправленная и системная  работа.

ІІ. Основное содержание аналитического материала (разделы). Ведущие направления развития системы образования региона

1. Условия функционирования системы образования региона

В Мангистауской области функционируют:

- 245 дошкольных организаций,

- 145 организаций общего среднего образования,

- 26 организаций технического и профессионального образования,

- 6 - специальных организаций,

- 2 - кабинета коррекции,

- 2 - ПМПК

- 3 - специализированные школы-интернаты,

- 1 - реабилитационный центр,

- 1- санаторная школа-интернет,

- 5 - учебно-методических центров,

- 3 - интернатных учреждений.

Из 245 дошкольных организациий  в типовых зданиях расположены - 126, в приспособленных - 119, с автономным отоплением – 120 ДО.

Из 133-х  общеобразовательных дневных государственных школ в типовых зданиях расположены - 117, в приспособленных зданиях  - 16, 41 расположена в городе, 92 – в селе, 111 – с казахским языком обучения, 18 – смешанные, 4 – с русским языком обучения.

Центральным отоплением охвачены 47 школ, в автономном режиме  работают 85 школ. По области 70 благоустроенных школ, 58 школ частично благоустроены.

Из 26 колледжей расположены в типовых зданиях – 21, в приспособленных зданиях – 5.

По области функционирует 12 малокомплектных сельских школ. (в Бейнеуском районе -8, в Каракиянском -2, в Мангистауском -2). Из них 4 начальных, 2 основных, 6 средних школ.

1 сентября 2015 года сданы в эксплуатацию новые здания средних школ по 624 мест в селах Жетибай, Куланды Каракиянского района, тем самым ликвидированы аварийные школы области.

В 11 школах обучение ведется в одну смену с охватом 3135 учащихся, в 121 школе - в две смены, учащихся – 108839; (в 2014г. – в одну смену - 12 школ, в две смены - 110 школ, в три смены - 4 школы, всего – 126 школ; в 2015г. – в одну смену - 14 школ, в две смены - 115 школ, в три смены -  2 школы, всего - 131).

В 2015-2016 учебном году имелась одна школа с трехсменным обучением (СШ им. Е. Омирбаева г.Форт-Шевченко), в третьей смене  обучались 69 школьников. В ноябре 2015 года введена в эксплуатацию средняя школа №12 Мунайлинского района в селе Атамекен на 1200 мест за счет РБ, также в июне 2016 года закончено строительство средней школы на 550 мест в г.Форт-Шевченко Тупкараганского района за счет недропользователей. Тем самым в области ликвидировано трехсменное обучение.

По области среди 133 организаций образования  функционируют 4 (в 2014 и 2015 годах-3) специализированных школ  (областные казахско-турецкие лицеи в городах Актау и Жанаозен, областная школа-интернат для одаренных детей, экономический лицей г.Актау);  8 гимназий и 8 лицеев, 1 санаторная школа-интернат.

Кроме этого, в области существуют  11 специальных коррекционных учреждений, 4 центра и 1 кабинет в учебно-методическом направлении (Областной учебно-методический центр дополнительного образования; учебно-методический центр дошкольного воспитания и обучения; центр дополнительного образования «Дарын»; центр физкультуры и спорта; кабинет технического и профессионального обучения) 

Также, в 2015-2016 учебном году в г.Актау начал функционировать «Назарбаев Интеллектуальная школа» в химико-биологическом направлении.

По Мангистауской области ежедневным подвозом охвачено 7164 (внутренний подвоз - 6651, внешний подвоз- 513) учащихся.

По области 124 школах имеются столовые: в 110 школах типовые, в 14 школах  приспособленные помещения. В 22 колледжах имеются столовые.

2. Характеристика системы образования региона по уровням образования (сеть образовательных учреждений, контингент обучающихся)

Наименование

2014

2015

2016

К-во

контингент

К-во

контингент

К-во

контингент

1.

Дошкольные организации

202

28275

213

29603

245

32556

2.

Общеобразовательные школы

135

101156

141

108289

145

114086

3.

Организации технического и профессионального образования

24

25868

24

25007

26

23314

Всего

361

155299

378

162899

416

169956

Дошкольное обучение и воспитание

По области функционирует 245 дошкольных организаций с охватом 32556 детей. Из них 169 – государственных (141-детский сад, 28-мини-центров), 76 - частных (52-детских сада,24-мини-центра).

Охват дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте 1-6 лет составляет - 48,5%, (в 2013 г.- 39 %;  в 2014 г.- 39,7%, в 2015 г. – 42% );  3-6 лет – 79,6% (в 2015 г. – 72,5% рост на  +7,1%). Охват предшкольной подготовкой -  93%.

В первом полугодии 2016 года сданы в эксплуатацию 15 детских садов на 855 мест за счет местного бюджетов (в 2013 г. – 14 детских сада на 1825 мест; в 2014 г.- 20 детских садов на 2419 мест, в 2015 г. – 35 детских садов на 5257 мест), из них 14 частных ДО на 805 мест (в 2013 г.- 4; в 2014 г. - 10, в 2015 г.-14).

Общее среднее образование

В Мангистауской области функционируют 145 (в 2014-2015 у.г. – 142) общеобразовательных школ, количество учащихся в них - 114425 (в 2014-2015у.г. -109289) , в том числе:

- дневные общеобразовательные государственные школы – 133, количество учащихся – 112 797 (2014-2015 у.г.-106542);

- вечерние школы - 7, количество учащихся – 1 282 (2014-2015 у.г.- 1374);

  - негосударственные школы - 4, количество учащихся 346 (2014-2015 - 373). Все частные школы сконцентрированы в городе Актау.

  - общеобразовательная школа при интернате для девиантных детей – 2  (2014-2015 -3); 

Из 133-х дневных государственных школ - 10 начальных (2684 учащихся), 3 основные  (236 учащихся) и 120 средних школ (109877 учащихся).

В 112-и школах обучение ведется на казахском языке (89232 учащихся); 4 школы с русским языком обучения (4326 учащихся); 18 школ со смешанным обучением  ( 19240 учащихся).

Техническое и профессиональное образование

По области функционируют 26 учебных заведений ТиПО,  из них государственных – 15, негосударственных – 11. Из них 19,2% расположено в сельской местности (5 ед.).

В 2015 году сеть ТиПО увеличена на 2 единицы: государственный «Тупкараганский гуманитарно-технический колледж», негосударственный Мангистауский многопрофильный колледж «Келешек».

16 колледжей расположены в г.Актау, 5-в г.Жанаозен, 5 - в районных центрах (в Бейнеуском районе – 2, в Каракиянском – 1, в Мангистауском -  1, в Тупкараганском – 1).

В 2014 и 2015 годах 3 колледжа прошли институциональную аккредитацию: Мангистауский политехнический колледж, Прикаспийский колледж «Болашак», Жанаозенский колледж нефти и газа  им. О.Турмагамбетулы.

Подготовка кадров осуществляется по 85 специальностям и 135 квалификациям.

Контингент обучающихся  – 23314 чел., в том числе в государственных колледжах - 13850 чел.(59,4%), в негосударственных колледжах – 9464 человек (40,6%). (2013г. - 25868 чел; 2014г.- 25007 чел.).

Наименование отрасли

Контингент

%

1

Технические специальности (нефтегазовое дело, энергетика, автомобильное хоз-во)

9894

42%

2

Технологические специальности (машиностроение, слесарные и токарные работы)

905

4%

3

Строительство и коммунальное хозяйство

863

4%

4

Образование

4594

20%

5

Гуманитарные специальности (юриспруденция, социальная работа, делопроизводство)

566

2%

6

Медицинские специальности

3005

13%

7

Специальности искусства

236

1%

8

Сервис и экономика

3251

14%

Всего

23314

100%

Планируемый прием  на  2016-2017 учебный год – 3610, из них на базе 9-х классов – 2835, на базе 11-х классов – 775  (2013г.-7888чел, 2014г.-7283чел; 2015г. – 6954 чел).

За счет средств местного бюджета из 3960  чел., прием составил 3953 чел. (2013г. – 3570 чел; 2014г.-3851 чел).

По программе занятости 2020 идет доучивание 90 чел. из 100 человек.

Выпуск специалистов из организаций технического и профессионального образования области в 2015 году составил 5302 человек в том числе, по государственному заказу – 3403 человек. (2013г. - 4913 чел; 2014г.- 4946чел.).

Трудоустройство и занятость выпускников ТиПО составляет 79,2%, из них по госзаказу 78,3%. (2014ж.-80%,  2013ж. – 78,2%).

При  формировании государственного заказа на 2016-2017  учебный год, предусмотрен заказ на подготовку рабочих специальностей в количестве 1445 человек (2015г.- 270чел., 2014г.- 220 чел., 2013г.- 290 чел), из них на базе 9 кл.-1100 чел., и на базе 11 кл.- 345 человек.

3. Условия организации образовательного процесса

3.1 Ресурсное обеспечение системы образования по уровням (финансирование, материально-техническая база, кадры)

Бюджет системы образования области в 2016 году составляет 47 555,388 млрд. тенге (в 2013 г. – 37701,399 млрд, в 2014 г. – 42288,742 млрд, в 2015 г. – 51180,356 млрд). В течение последних трех лет на укрепление материально-технической базы выделено 980,0 млрд. тенге  (в 2013г-498,9; в 2014 г-328,1; в 2015г – 153).

Согласно программы «Балапан» выделены на содержание  дошкольных организаций бюджетные средства (2013г. – 2210 млн.тенге,  2014г. – 2978 млн.тенге,  2015г. – 3374 млн.тенге). В 2015 году проведен текущий ремонт 62 ДО, на сумму 99,3 млн. тенге и проведен  капитальный ремонт-2 ДО, на сумму 555, 7 тыс. тенге.

Материально-техническая база

В текущем году на капитальный ремонт 2 дошкольных организаций выделено 58,124 тыс тенге; 2 средних школ  12,700 тыс тенге (в 2013 г.- на 6 ДДУ  205,313тыс тенге; на 4 школы 351,780 тыс тенге, в 2014 г.- на 4 ДДУ 247,457тыс.тенге; на 12 школы 1 931,559 тыс.тенге; в 2015 г.- на 2 ДДУ 555,730 тыс.тенге; на 5 школы 986,678 тыс тенге).

На текущий ремонт организациям образавния выделено 356,295 тыс тенге.

Общеобразовательные школы за счет бюджета на 100% обеспечены учебниками.

На приобретение учебников и учебно-методических комплексов в общеобразовательные школы на 2016-2017 учебный год из местного бюджета выделено 796,1 млн.тенге (2013г. -365,5 млн. тенге, 2014г.- 396,0 млн. тенге, 2015 г. – 583,6 млн. тенге). На выделенные средства, в первую очередь, приобретаются  переизданные  учебники 8 классов, учебники английского языка для 4 класса и учебники «Светскость и основы религиоведения» для 9 классов, а также в связи с ежегодным увеличением количества учащихся области заказано 20% на недостающиеся учебники по циклу фондирования.

Районные и городские отделы образования заключили  договора с издательствами «Мектеп», «Атамұра», «Алматыкітап баспасы»,  «Жазушы», «Арман-ПВ»,«Cambridge University Press», «Macmillan», "Pearson",«Білім», с центром «Бөбек» и с центром «САТР» для специально- коррекционных организаций.

На сегодняшний день заключены 102 договора с 16-ю издательствами.

До 15 августа 2016 года ожидается полная доставка учебников и учебно-методических комплексов во все организаций образования.

Во всех организациях образования функционируют библиотеки. С целью повышения социальной  значимости школьных библиотек, повышения компетентности библиотекарей проводился областной конкурс профессионального мастерства «Үздік кітапханашы».

В 2005-2011 годах по области было приобретено мультимедийно-лингафонные кабинеты. В 111 школах области имеется 153 мультимедийно-лингафонных кабинетов. Доля школ, оснащенных мультимедийно-лингафонными кабинетами составляет  84%. (2014 г-87%, 2015 г-87%).

На сегодняшний день 69 школ оснащены кабинетами физики, 81 школа химии, 91 школ биологии.

Общеобразовательные школы оснащены компьютерной техникой 99%. На сегодняшний день по области на 1 компьютер приходится 14 учащихся (2014 г.-16, 2015 г.-16)

По области подключены к сети интернет 133 общеобразовательных школ (100%), (2014 г - 98%, 2015 г – 98,5%).

По области 2012 году 18, 2013 году в 27 общеобразовательных школах внедрена система электронного обучения «E-learning» (СЭО). Прошли курсы квалификации по подготовке к электронному обучению 2011 г – 300, 2012 г – 213, 2013 г – 381 педагогов.

Было проведено интерактивные уроки в режиме он-лайн 2013-2014 учебном году – 27, 2014-2015 учебном году – 22,  2015-2016 учебном году - 27.

На приобретение 15 комплектов «Робототехника» для 15 школ выделено 32500,0 тыс. тенге.

Созданы и работают официальные веб-сайты 118 школ области (89%).

Кадры

В сфере образования работают 14 911 тысяч педагогов. Из них 10157 (68,1%) с высшим образованием, педагогов с высшей и первой категорией – 5532 (37,1%).

В 2015-2016 учебном году принято 737 молодых специалистов без категории.

Наименование

2014

2015

2016

1

Дошкольные организации

3021

3247

3654

2

Организации общего среднего образования

8721

9025

9833

3

Организации технического и профессионального образования

1443

1428

1424

Всего

13185

13700

14911

С целью развития управленческой компетентности 26 сотрудников сферы образования обучаются в магистратуре Алматинского университета менеджмента по специальности «Менеджмент в образовании». Также 40 сотрудников - специалисты управления образования и руководители подведомственных организаций образования – обучались на тренинге «Командообразование и личная эффективность» учебного центра  «Metropolitan Business School».

3.2 Обеспечение безопасного пребывания обучающихся в организациях образования

В 361 организации образования установлены камеры видеонаблюдения – 83,7% (не установлены в 70 организациях – 16,3%):

Наименование

Всего

Установлены камеры видеонаблюдений

%

Не установлено

%

1.

Дошкольные организации

245

184

75,1

61

(38 частных, 23 государственных)

24,9

2.

Общеобразовательные школы

145

145

100

0

3.

Колледжи

26

26

100

0

В 6 организациях образования установлены турникеты.

В организациях образования работают 115 школьных инспекторов.  

В 2015-2016 учебном году в городских и районных школах  был организован подвоз детей, всего-7164 детей (в 2013-2014 учебном году - 6274, в 2014-2015 -9321). Дети подвозятся на 84 автобусах.

В 2015 году были построены 15 остановок для детей, из них 11 остановок в Мунайлинском районе, 4 остановки в г. Актау.

В целях безопасной перевозки учащихся проводятся следующие работы: в школах, на основании приказа администрации учебного заведения, были закреплены ответственные лица сопровождающие детей в процессе перевозки, в начале учебного года были проведены родительские собрания и собрания с учащимися  о правилах поведения в транспорте.

Перевозку детей осуществляют ИП (ИП «Номад», Шамурадов, Уштура), которые участвуют в конкурсе организованном местными исполнительными органами. В Мангистауском и Каракиянском районах  перевозка осуществляется за счет автобусов, принадлежащих школам. На всех автобусах, осуществляющих перевозку детей, установлены опознавательные знаки «Балалар».

3.3 Медицинское обслуживание и организация питания

Во всех организациях образования области имеются медкабинеты. Всего 361 медицинских кабинетов оснащены медицинскими оборудованиями и медикаментами. Дети школ и детских садов, где отсутствуют медицинские кабинеты (это начальные и малокомплектные школы в сельских местностях) обслуживаются в ФАП-ах (фельдшерско-амбулаторные пункты). Также имеются 18 оборудованных стамотологических кабинетов: Актауский медико-профессиональный технический колледж-1, в школах города Актау-7, Жанаозен-3, Мунайлинский район-4, Тупкараганский-1, областная санаторная школа-1, областная школа интернат для детей с ограниченными возможностями-1.

В данных кабинетах работают специалисты из поликлиник на договорной основе.

Горячим питанием охвачено 100451 учащихся, в том числе 25129 детей-бесплатным питанием, из них: 10523 дети из малообеспеченных семьей (в 2013-2014 учебном году-114 школ – 62113 учащихся  65,1%; в том числе 20716 детей-бесплатным питанием, из них:8545 дети из малообеспеченных семьей, в 2014-2015 учебном году-123 школ – 77233 учащихся 77%; в том числе 22349 детей-бесплатным питанием, из них:10169 дети из малообеспеченных семьей, в 2015-2016 учебном году-123 школ – 92503 учащихся 87,4%; в том числе 24507 детей-бесплатным питанием, из них:10874 дети из малообеспеченных семей). В целях улучшения работы столовой ежегодно проводят конкурс «Лучшая школьная столовая».

4. Приоритетные цели и задачи развития системы образования, деятельность по их решению в отчетный период по уровням образования

Развитие сети детских дошкольных учреждений с использованием механизма государственно-частного партнерства;

Внедрение научных новшеств в дошкольное воспитание и обучение;

Эффективное использование инновационных методов и технологии обучения;

Проведение мониторинга оценки деятельности организаций образования;

Обновление соответствующей материально-технической базы в реализации системы инклюзивного образования в организациях образования;

Развитие инфраструктуры образования, в первую очередь развитие информатизации;

Поэтапный переход на 12-летнее образование;

Внедрение элективного курса «Робототехника» в организациях общего среднего и дополнительного образования;

Внедрение трехъязычного образования и обучение терминов предмета естественно-математического цикла на английском языке в старших классах;

Внедрение ценностей «Мәңгілік ел»  в учебно-воспитательный процесс;

Продолжение работы по дуальному обучению и рассмотрение дополнительной надбавки к зарплате педагогов, привлеченных к эксперименту;

Организация работы по переходу к профессиональному стандарту, улучшение качества работы профессиональных специалистов с привлечением работодателей и трудоустройство выпускников;

Проведение работ по профориентации в организациях ТиПО;

Создание ресурсных центров в организациях ТиПО и увелечение количества рабочих специальностей;

Продолжение работы по институциональной аккредитации организации ТиПО.

5. Результаты функционирования и развития системы образования региона (доступность образования, результаты обучения, результаты реализации социальной функции образования, эффективность использования ресурсов)

5.1 Результаты работы дошкольных организаций образования и итоги исполнения программы ГПРО в регионе

В рамках реализации первого этапа Государственной программы развития образования Республики Казахстана  проведены 192 мероприятий. 

Охват  детей в возрасте  3-6 лет составляет – 79,6%, а с учетом детей охваченных предшкольной подготовкой и начальным обучением - 81,03 %. Выполнен целевой индикатор по ГПРО.

По области охват детей 5-6 лет предшкольной подготовкой составляет 19290 детей, из них в подготовительных группах в ДО – 10343 детей, в начальных классах – 8947 детей, что составляет 93%. Доля мини центров -21,2% (2015г-21,0%), доля частных детских садов -31,0%(2015г-27,9%).

В области функционирует Детская Малая Ассамблея «Росток», при дошкольной организации № 42 г.Актау. Данный поликультурный подход  позволяет организации перейти на новую ступень развития для воспитания поликультурной личности с национальной психологией. В двух дошкольных учреждениях (частный мини-центр «Крылья Ангела» г.Актау и детский сад «Балдаурен» Бейнеуского района) внедряют метод М. Монтессори, в детском саду г.Актау № 11 «Кәусар» новая технология флипчарт, в детском саду № 4 «Песочная терапия».

Создаются условия для самостоятельного выбора занятия и видов деятельности. В детских садах «Болашақ», «Құлыншақ» Каракиянского района внедрен и распрастранен опыт работы по технологии «Step by Step». Ясли сады № 53, № 58 являются базовыми садами по здоровьесберегающим технологиям.

Выполняя задачи, поставленные главой государства Н.А.Назарбаевым о триединстве языков,  в  помощь дошкольным организациям по обеспечению дошкольных учреждений  необходимой литературой, электронными учебниками и средствами, в нашей области, организовано сотрудничество с представителями CAMBRIDGE  Университет PRESS  (сотрудничество с британским издательством) и InterPress по западному Казахстану издательство Оксфорд Юниверсити  Press.

 На сегодня разработан план мероприятий по внедрению трехъязычия. В рамках реализации плана были закреплены детские сады. Положительные  результаты изучения английскому языку дали систематические проведенные дошкольными организациями открытые уроки, развлечения, материалы которые собраны в брошюры, буклеты, статьи и показ открытых занятий в местных СМИ.

 С целью выявления современных программ по развитию триединства языков, лучших инновационных технологий и методических пособий обобщен и распространен в области опыт работы детских садов № 24, 29, 42, 53, 57, 58, 59. 60, частные сады «Дарын», «Жанэль», «Крылья Ангела»  г.Актау, детского сада «Бейнеу» Бейнеуского района.

Ежегодно проводится конкурс «БілімҰясы» по номинациям: «Лучшая дошкольная организация», «Лучший мини-центр», «Лучший педагог».  Ежеквартально выпускается методический журнал «Балабақша өмірі».     





17 мая 2017

Аналитическая информация по системе образования Мангистауской области за І квартал 2017 года

Сеть организаций образования № Наименование 2015 2016 2017 1. Детские дошкольные организации 245 244 252 2. Общеобразовательные школы 143 144 146 3. Организации дополнительного образования 15...

26 марта 2017

Аналитическая информация по системе образования Мангистауской области за 2017 год

Сеть организаций образования № Наименование 2015 2016 2017 1. Детские дошкольные организации 245 244 244 2. Общеобразовательные школы 143 144 146 3. Организации дополнительного образования 15...

14 декабря 2016

Аналитическая информация по системе образования Мангистауской области за 2015-2016 учебный год

І. Вводная часть (аннотация) Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы,  План нации «100 конкретных шагов», государственный общеобязательный стандарт образования являются основными документами, которые внесут положительные изменения и выведут на качественный уровень систему образования. Нововведения в рамках обновления содержания образования...

Сейдалиев Аскар Абиевич

Начальник управления